7 мар. 2021 г.

Переезд - Слюдянка. Водная история

Традиционная лыжная прогулка со станции Переезд через Байкал в Слюдянку должна быть каждый год. Но не каждый год Байкал пускает. То льдом покроется, что меняешь лыжи на велосипед, то по швам пойдет. Последний раз мы лыжили по голубому оку земли в 2018 году. И вот 2021 настал, завалил снегом и отправил покорять чертоги великого. Кто уже был там до 7 марта, те страшили наледями. Ну да, есть там одно место, где пересекаешь реку Большая Крутая Губа, которое всегда преподносит сюрпризы в виде воды или наледей. Мы уже привыкшие, нам не страшны сии природные преграды. Итак, поехали!

Арочный мост в устье Большой Крутой Губы, 140 км

Как всегда, мы придумываем гениальный план, от которого пребываем в диком восторге. Едем до станции Академическая на авто, на обратном пути возвращаемся на маршрутке или на электро - что раньше приедет. Почти всё так и получилось.

Утро на станции Академическая

Утром на станции море всякого разного народу. Кто спешит на главный экзамен зимнего сезона - лыжные соревнования БАМ, кто на велосипедах поехал покорять метеостанцию, кто на традиционный пеший переход с Темной пади, а кто и на Переезд, как мы.

Электричку сделали о 10 вагонах. Но места всё равно всем не хватало. Кажется, вот-вот лопнет вагон от перегруза. В последнем вагоне я пододвинула соревновательную молодежь из Черемхова, и мы уютно уместились с Кириллом на лавочке. Теплилась надежда, что Орленок, Огоньки и Трудный снимут бремя перегруза транспорта, но всё было тщетно. Казалось, те крупицы люда, что выходили на этих станциях, не убавляли количество пассажиров.

Перекусив бананами, поболтав со знакомыми в очереди к дамской комнате, мы наконец-то прибыли на станцию Переезд. Так как мы ехали в последнем вагоне, то вся основная масса лыжников вышла в голове поезда. Мы скорее спешили влиться в эту разновозрастную и разноцветную компанию, дабы вместе пересечь Култукский тракт. К сожалению, тут пешеходного перехода нет и приходится перебегать на свой страх. А в толпе оно безопаснее, и даже автомобилисты бывает пропускают это длинное тело Змея Горыныча.

По Большой Крутой Губе

Образовалась небольшая пробка на подходе к лыжне. Надеваем лыжи, вокруг бегает собака - чья-то или сама по себе - неведомо. Мешает туристам стартовать, ищет, наверное, кого-то. Мы с грустью смотрим вслед удаляющимся любителям лыж, ведь нам придется обгонять эту вереницу. Так и произошло - мы соединились в большую гусеницу. Я попросила нас пропустить, все пододвинулись, кроме одной тётеньки. Её я заприметила ещё на старте - она имела некоторые проблемы со встегиванием в крепление. И вот она выходит на спуск, падает на середине, лыжа отстегивается. Мне приходится тоже присесть на мягкое место, ибо неведомы далее движения тётеньки. Встаю, едем дальше. Наконец-то, впереди никого!

Догоняем ещё трех лыжников. Все стоят. Пытаются починить сломанное крепление лыж. Я, говорит парень, решил объехать упавшего лыжника и вот сломал крепление. У Кирилла он просил неведомые нам инструменты для починки лыжи. Мультитул, выжимка, насос - вот, пожалуйста, а для лыж у нас нема инструментА. Хотя в книгах Брянского перечисляется и рекомендуется набор для ремонта, но мы пока ещё не дошли до такого уровня:)

На ЛЭПке остановились попить и пропустили двух человек. Эх, не быть нам первыми.

Зато хорошо читать рельеф за впереди идущим лыжником. Когда едешь во главе поезда, то всё время немного притормаживаешь и трусишь - вдруг сейчас за тем спуском или поворотом наледь!

Немного погодя мы уже у традиционного перехода через реку Большая Крутая Губа. В один из годов я умудрилась въехать тут в мокроту и не снимала лыж до самой Слюдянки😆 Сегодня же такое я видела впервые - огромнейшая наледь, поглотившая конечности берез и других древ.

Разлившаяся Большая Крутая Губа 2021 года

Наш вагоновожатый снял лыжи и пошел левее по наледи, хотя справа была милая тропка неизвестно куда. Мы последовали его примеру. Хождение по льду с уклоном - то ещё развлечение. Вот где жалеешь, что не взял кошечки. Кирилл умудрился провалить ноги и замочить их. Садимся на лавочку выжимать носки. Другие же владельцы лыжного инвентаря пересекали наледь кто как - по тропе, а потом забирались на ледяную горку, по наледи на лыжах. Мне жалко лыжи для езды по льду. Плюс вода сделала бы своё дело и скользяк ушел бы, припоминая ручей на Подкаменной и морозную погоду.

Ну вот, нас обогнала приличная толпа. Расслабляемся и наслаждаемся. Но чу! Что это впереди? Опять наледь? Справа же от нас река несет свои воды Байкалу.

Разуваемся, переходим. Едем в сладком предвкушении крутых спусков, коими славится этот маршрут. Проехать все спуски и не упасть - высший пилотаж! В этом году склоны хорошо заплужены. Едем широким плугом, потихонечку, чтобы не улететь в реку) Ура! Мы справились. Люблю спуски на лыжах, это как на велосипеде, только без тормозов.

Всё, кончилось наше счастье. Ещё наледь, которую очень трудно обойти, не замочив ноги. Мы то снимаем лыжи и удивляемся тем, кто едет по воде прямо в них. Тут уже я замачиваю правую ногу.

Потом мы перестали считать наледи, ибо они были бесконечны как вселенная.

Самая большая наледь на фото ниже. Здесь я упала на колени, у меня выскользнула лыжа из руки и поехала. Это был ужасно страшный момент - как я дальше то без лыжи? Забыв про безопасность перехода по льду, я помчалась за своим колесом.

К этому моменту нас опять обогнала солидная толпа, лихо справлявшаяся с ледово-водными преградами. Нас к такому не готовили! Мы наблюдали, как спортивного вида мужчина форсировал эту мокрую наледь на лыжах и звал сына "Петяяяяя!!!!". Когда сын с братом приехали (ребятам лет по 16-17), они поехали по реке дальше, то есть пропустили отворот на лыжню. И очень забавно звучала реплика отца - "Петя, ты что? По реке поехал?". Они выглядели опытными лыжниками, на БАМ бы им в таком обмундировании.

После такого испытания нам надоело снимать лыжи и дальше мы так же поехали по наледям, по водам. То ли волшебная вода реки, то ли теплая погода сделали своё дело и не затупили лыжи. После воды они ехали так же, как и до воды! Чудеса!

Очертания хребта Хамар-Дабан

Мыс Малая Крутая Губа

Наконец-то, Байкал. Вот жеж помучил ты нас, не хотел пускать, но мы явились. Принимай:) Устье реки пришлось пересечь по насыпи под мостом.

Устье реки Большая Крутая Губа находится на 140 километре КБЖД. Название реки образовано от одноименного залива, в который впадает река (прим. С.А. Гурулев, Реки Байкала. Происхождение названий). Залив находится между мысами Большая Крутая Губа по правому берегу реки и Малая Крутая Губа по левому берегу. Через устье построены два моста, похожих на римский акведук. Первый шестипролетный каменный арочный мост длиной 74,7 метра построен в 1904 году, второй шестипролетный железобетонный мост длиной 70,62 метра построен в 1914 году.

На скальном выступе Олхинского плато традиционно столуются лыжники.

Обычно сюда приезжаешь в районе двух часов, но сегодня из-за непредвиденных обстоятельств на обед опоздали. Трапезничаем бутерами с чаем.

По Байкалу

Кирилл мажет нам лыжи. Трогаемся! Впереди ещё 22 км. Лыжня по Байкалу есть, но еле-еле уловимая. Катит очень хорошо, даже можно поиграть в даблполинг. Солнце греет лучше, чем на пляжах Крыма. Ветра нет. Вот это настоящий курорт! А главное наш, родной, где можно спрятаться от иногороднего туриста на этом кусочке "непопулярного" Байкала.

Через 10 км силы начинают медленно покидать нас. Всё-таки на равнине надо пахать. Я пытаюсь найти себе развлечение - считаю метраж от елки до елки. Вся лыжня до Слюдянки промаркирована древами. Ровно 800 метров между елками. Потом вглядываюсь в индустриальный пейзаж поселка - сначала лицезрим трубу (главная заповедь катальщика с Переезда - иди на трубу), потом начинают проявляться очертания построек. Я фантазирую на тему индустриальной обстановки в сериале "Острые козырьки", как это всё похоже на неё. Чем ближе подходим к Слюдянке, тем чаще остановки. Мы практически идем эстафетой с отцом, Петей и его братом - только догоним их на елках, как они стартуют.

В пяти метрах от финиша Байкал уже подтаял и показал воды. Вот не думала, что эта вода сыграет со мной смешную шутку! Кирилл финишировал раньше меня и хозяйничал на бетонном парапете. Я приехала, выстегнула левую ногу, выстегиваю правую ноги, ан-нет, оставайся в лыже! Зову супруга на помощь - примерзла! Он отпаивает крепление брусничным чаем.

Телепортация из Слюдянки

До электрички ещё полтора часа. Топаем разведать поездку на маршрутке. Удача! Билеты и места есть. Оказываемся со спортивной троицей в одной связке и едем в Иркутск. Только засада для нас пятерых - маршрутка едет до вокзала. А нам всем надо на Академическую, ибо там остались машины. Приходится такой компанией прокатиться в 80-м автобусе с лыжами. В общем покатались на всех видах транспорта сегодня. Зато домой рано приехали, в то время как электрон привез бы нас только к 22:00.

День выдался ярким, живым, насыщенным на преодоления себя и наледей. Будет что вспомнить. Ведь за 15 лет, а то и за 40 по воспоминаниям старожилов такого не было на Переезде никогда! Да, наледи дали всем прикурить!

В итоге получилось 32 километра.