Здравствуйте, уважаемые велосипедисты!
Открываю новое направление в блоге — интервью с широко известными в узких кругах звездами велосипедного сообщества. Хочу поближе познакомить вас с такими людьми, почитать умные мысли, подглядеть что-то для себя.
Сегодня на повестке дня интервью с лидером гравити-дисциплин, сооснователем и руководителем школы Baikal BMX Racing, и просто душевным парнем Никитой Эдуардовичем Крючковым.
С Никитой мы знакомы относительно недавно — года 3. Всё начиналось с тренировок и соревок по мини дх в Академе. А потом Никитос немного катал с нами по лесу. Рекомендую к знакомству в реале! Пожали руку Никитосу — прибавили в технике 100%!
И.С.: Никитос, расскажи немного о себе, так сказать вводные данные.
Н.К.: Меня зовут Никита. Родился в Иркутске в роддоме, кстати.
Врывается Кирилл — Какой чай? Черный с молоком/лимоном?
Никитос: Черный с сахаром и лимоном.
Н.К.: Жил я всю дорогу в Первомайском, который рядом со спотом в Академе. Учился в школе в Первомайском. Потом учился в Нархозе. Стал я там экономистом, потому что я в принципе себе не представлял, кем я хочу быть. Я всегда хотел быть велосипедистом, но в те годы общественность давала понять — что гонишь? это блажь какая-то, надо работу, а велик это после работы расслабоны ловить.
Про работу
Работал везде — примерно всех профессий попробовал по чуть-чуть. У меня были и суперчерновые варианты — грузчики, прокладчики кабелей, копки траншей, инструктор по туризму. Было такое интересное время, что мы копали траншеи вместе со звездами иркутского МузТВ — Иван Марков, Самолет денег. Потому что не было бабок ни у кого. И мы встречали там очень интересных персонажей. Мы копали очень большую траншею на Синюшке для инфекционной больницы.
Несколько руководящих должностей у меня было. Работал я в торговле — человек по развитию бренда, бренд-менеджер. В подчинении было 40 человек.
Потом я был в очень кайфовой конторе моих друзей менеджером проектов, по сути бригадиром. У меня была своя бригада, мы делали видеонаблюдение, слаботочку, сигнализации
И.С.: Расскажи поподробнее про инструктора по туризму.
Н.К.: Вожатый, инструктор по туризму с 15 лет (2004 год) в лагере “Веселый ветер”, бухта Радость-2. Мы ходили в походы, учились ставить палатки, жгли костры, проводили королевские ночи и театрализованные представления, тимбилдинги, где надо создать команду. У меня всё время пафосные были отряды из-за названий. В то время были модные The Offspring, Linkin Park, Limp Bizkit. Ну, что? Ребят, как команду назовем? Муравьишки… Не, не канает, ребят, какие Муравьишки. Я Никитос и отряды у меня назывались, например, самый оторванный мой отряд назывался “Дети сэра босса князя тьмы Никитоса”. Всё у нас было, как в армии — мы сами себе готовили, сами себе делали омуль горячего копчения. На весь лагерь коптили, шишки собирали.
И теперь сооснователь клуба Baikal BMX Racing вместе с Владимиром Пуляевским.
И.С.: Где познакомились с Владимиром?
Н.К.: Мы познакомились в Листвянке на даунхиле в 2006 году. Он приехал туда на кантрийнике. У него ничего не получилось в первый раз. Он вернулся в следующий раз, взял дх велосипед у кого-то из райдеров и всех звезд просто сделал, первое место.
И.С.: У тебя был дх вел тогда?
Н.К.: У меня был фрирайд-подвес Norco Shore-2 - однокоронка, вилка Marzocchi 66 - 180 мм, задний аморт 200 мм.
И.С.: Когда начал активно кататься? С чего всё началось?
Н.К.: Активно я начал кататься, когда мне было 12 лет. Началось с того, что батя себе купил горник Schwinn Frontier. Я офигел с этого велика. Я положил руку на грипсу и удивился, что она может быть такой мягкой. На Каме же они всю жизнь задубевшие. И я понял, что велик может быть такой вещью! Батя давал мне на нём кататься. Там была 21 ростовка, мне 12 лет. Он мне был чуть выше пояса. Но меня это не останавливало, я всё равно на нем ездил.
Батя крепенько зафанател по катке и начал триалить. Пересекаться с Яскиным Димой и всей тусовкой. При этом он ехал на работу на велике, в обед триалил, а вечером либо домой срывался, либо ехал в Добролет на рыбалку за 30 км от города. Фанател жестко и зимой гонял.
В один из моментов батя возвращался с рыбалки, у него полузнакомые ребята попросили велосипед прокатиться и уехали с концами. Батя приехал домой, расстроился, но через некоторое время на все деньги купил себе Schwinn Moab 2 или 3-й. Там была амортизационная вилка Manitou Minuta с блокировкой и сменой хода со 100 на 80 с щелчком таким.
И.С.: Какая дисциплина была первая?
Н.К.: Первая дисциплина триал. Закончил класс в школе на отлично. И мы с батей заработали на мой первый велик. Это был кантрийник Atom XC-300. Раньше триальных великов не было. Все катали на мелких ростовках. Любили какую-то МеридУ, потому что у неё были короткие ростовки и всё её ломали пополам. Даже я одну сломал в своё время.
Альпиндустрия ещё была. Ни Фанатов, ни Вертикалей, ничего не было.
И.С.: Что попробовал ещё?
Н.К.: Всё попробовал, что меня интересовало. Сначала меня интересовал триал. Потом я забрел в Академ, когда там был один трамплин, а пацаны строили второй. Мы затусовались и мне стало интересно прыгать трамплины. На очень долгое время. В общем триал, гравити, downhill, дерт, памп, 4Хкросс, кросс-кантри.
Несколько лет назад потянуло в лес, покататься, попутешествовать. Потому что устаешь от трасс, от соревновательного ритма. Захотелось путешествий, разнообразия. Так как споты есть, но их мало.
И.С.: А что хотелось бы ещё освоить?
Н.К.: Я бы хотел больше дерта, трюков, вращений и тому подобное. Но я, во-первых, боюсь травм: они очень быстро меня находят. А во-вторых, я пропустил время, когда была поролонка в Иркутске — поролоновая яма в батутном парке Царский. Там можно было на велике прыгать. Стоило нормально покататься, больше времени уделить. В это время мы активно развивали Baikal BMX Racing школу, времени не было. А потом у парка возникли проблемы с арендой.
Кросс-кантри тоже гонял. Преимущественно в школьные годы. Участвовал в серии гонок “Всадник без головы” в Ангарске. В Олхе на горнолыжке катал гонку Слалом — занял 4 место, максималка 80 км/ч. Пуляевский всех победил :-)
И.С.: В каких соревнованиях участвовал?
Н.К.: Во всех местных — дх, памп, 4Хкросс, BMX race, Кубок России по downhill на Ангарской горке и в Байкальске, БАМ в прошлом году и в ночной гонке Молодой луны на фате.
И.С.: Расскажи о своем первом велосипеде.
Н.К.: Кросс-кантри велосипед Atom XC-300 - 17,5 рама, 26 колеса. Начал на нем триалить и сломал всё, что мог. Я катал на нем около 6 лет. Вилка ригид титановая, рокринг с авиазавода.
И.С.: Расскажи о своем велопарке сейчас.
Н.К.: Очень быстрый профессиональный Norco Rampage и фэт.
И.С.: Сколько велов было?
Н.К.:
Atom.
Schwinn.
Самоваренная МеридА/Merida, которая лопнула пополам.
DC AMSTAFF.
Norco Shore-2.
Transition ТР450.
Dartmoor Two6Player.
GT LA BOMBA.
Norco Rampage 6.1.
Sarma.
Вопрос из чата: Почему перестал ездить на подвесе?
Н.К.: Я очень сильно любил подвес. Это была крутая тачка Transition ТР450. В один момент я понял, что он устарел. Он был олдскульно короткий и высокий, у него была супермягкая подвеска. И когда гасил на нем в Байкальске, я кайфовал и понимал, зачем он мне нужен. А когда я ехал в Академе, я будто с гантелями упражнялся, он никуда не ехал, он всё съедает, везде раскачивается, во всё утыкается, и при этом он ещё весил 19 кг. Для Академа и Ангарской горки — очень много подвески, очень тяжелый.
Один раз сделал эксперимент — поехал на хардтейле GT LA BOMBA Ангарскую горку. Было весело и прикольно. И тут я понял, что этот велик (подвес) всё. А т.к. в Байкальске мы катаемся раза два в сезон в лучшем раскладе, то смысла в подвесе я не видел. Подвес продал в 2018 году в Читу.
И.С.: Как пришел к открытию велошколы?
Н.К.: Был такой момент в иркутской тусовке, когда все повзрослели, перестали катать, не с кем было катать, не было катательной молодежи. Плюс были проблемы по безработице. Было очень много свободного времени и приняли решение с Владимиром, что пора открывать свою велошколу. Мы давно мыслили на эту тему. А так как работы нет, рвение есть, тусовка распадается, новые люди не приходят, споты запустевают, замусориваются и зарастают, мы решили двигать тему. Надо заниматься тем, что любишь и умеешь.
29 апреля в 2016 году купили 5 новых стритовых бмх велов, 5 шлемов. Взяли лопаты, взбодрили Академ по максимуму — месяц копали спот. Во время субботника с нижней части Академа вывезли два камаза мусора. Потому что там было полное запустение. Кстати, ориентировщики любят мусорить - с прошлых соревнований весь лес в мультифорах и в картах после них. Они ещё любят поставить точку на трассе, например, на вылете на дерте. В прошлом году они сорвали тренировку, когда толпа ориентировщиков выбежали на памп искать точку, а её там не было. Кататься было нереально. С целью безопасности детей решили прекратить тренировку.
Подготовили спот. Параллельно копали спот в Поляне (ничего не вышло из этой затеи из-за столкновения коммерческих и спортивных интересов). Повешали объявление в ТриалСпорте, создали страничку Вконтакте и сели ждать звонков. На экипировку ушло более 100к руб. Наработались до пузырей. Короче, ва-банк все деньги. И двое суток тишина, ни одного звонка. Первый звонок был на третьи сутки. И потом начал народ потихонечку записываться.
И.С.: Портрет подопечного школы.
Н.К.: В разные годы — разные люди. Одно время было очень много старшеньких ребят овер 12 лет. В другое время очень много беговельников с 2,5 до 4-х лет. Сейчас в основном с 4 до 10 лет.
И.С.: Что нужно, чтобы начать у вас заниматься?
Н.К.: Если ты беговельник, то просто приходишь и занимаешься.
Если ребенок старше беговельника, то нужно обязательно прийти на собеседование - “ребенокчек”. Бывает, что много ребятишек, которые в физическом плане не готовы к катанию. Для них это будет вредно и опасно, если их к этому не подготовить. Нужно понять, как ребенок может концентрироваться. Поэтому делается встреча — тренеры задают вопросы, родители тоже спрашивают.
Если ребенок от 4 до 6 лет, то я делаю тест на внимательность. Даю задание найти пять вещей в лесу — палочку, шишку, иголочку, кусок земли и ещё чего-нибудь пятое. И смотрю, сколько он мне принесет. Если он приходит с одной палкой, понятно, будет тяжело:)
Потом они идут на разминку вместе с группой. Я смотрю, как он слышит тренера, как может с ребят считывать информацию. Иногда бывает, что мы отправляем на дополнительную подготовку, расписываем программу, какие упражнения делать — две недели.
И.С.: Кто тренеры?
Н.К.: Тренеры — Владимир Левчук, помощник и отвечающий за беговелы, я, Володя Пуляевский.
И.С.: Какие используете локации?
Н.К.: Центровой — Академ, BBR парк — зимняя локация, большая трасса в Ангарске за ГСК 3, Ангарская горка, Соболиная в Байкальске.
И.С.: Любимые бренды одежды.
Н.К.:
FOX — вся повседневная и катательная. Куртки, шорты, штаны, футболки, носки, балахоны.
TLD Troy Lee Design - катательные шорты.
100% - шлем, маска.
Fist - самые кайфовые перчатки, Австралия. Дорогие и у нас не продаются.
Enduro - непромокаемая куртка и джерси с коротким рукавом.
Fizik - носки для скорости.
Alpinstars - защита локтей, колена и голени.
Fiveten - боты.
И.С.: Используешь какие-нибудь девайсы для метрики тренировок/покатушек?
Н.К.: Иногда включаю Страву на телефоне. Велокомпами никогда не пользовался.
И.С.: Употребляешь витамины/спортпит?
Н.К.: Железо, ферритин, витамин Д, С, В12. Гели с кофеином, изотоник.
И.С.: Какие локации тобой освоены на велосипеде заграницей? Куда рекомендуешь скатать? Куда бы ты съездил на байке?
Н.К.: Был во Вьетнаме, на двух закрытых частных спотах в городе Ханой.
Хотел бы покататься везде по максимуму. Поехал бы в Whistler Mountain Bike Park в Канаде, в Bikepark Leogang в Австрии, на трассу Форт Уильям в Шотландии.
И.С.: Твой совет велосипедистам.
Н.К.: Мой совет велосипедистам — много велосипедистов очень сильно ездят в рамках. Они упираются жестко в какие-то рамки, например, я только шоссер, я только стрит, я только чисто стрит гашу, я только дх.
Внутри этих рамок люди очень сильно круто развиваются, а некоторые упираются в замок, ключик от которого лежит в другом стиле катания. И если ты попробуешь что-то другое, то основной затык в своём основном катании ты разрулишь. Возможно тебе не хватало силы, выносливости, ты не знал, как пройти контруклон, не умел прыгать, не умел крутить педали. Если будешь катать в нескольких стилях, как все гравити прошники, то ты не заскучаешь внутри своего стиля, не закончится энтузиазм катания, по разным стилям будет прогресс, ты не остынешь к катке.
Вопрос из чата: Продолжи фразу: Чемпионат России — это …
Н.К.: Это чемпионат России. Что в паспортный стол сходить, что на ЧР съездить — везде бюрократия, справочки, допуски, недопуски к соревнованиям, интриги, скандалы. Нет праздника в этом.
Вопрос из чата: Лучшие колеса — это карбон или алюминий?
Н.К.: У меня не было карбона. Не могу сказать.
Свободный микрофон
Всем взрослым райдерам, которые планируют продолжать катать пока могут это делать, надо обратить внимание на 3 вещи
1. Посмотреть на подрастающее поколение. Передавать велосипедный образ жизни молодежи, а не гейминг, тиктоки и прочее.
2. Надо пересекаться группировками обязательно — общаться, кататься, чтобы тусовки разных стилей контачили между собой, обмен информацией. Чтобы не деградировать внутри тусовок.
3. Надо диверсифицировать своё катание. Обязательно пробовать новое — как по технической части, так и по части спотов, по части стиля катания.
И.С.: Спасибо, что уделил время. Было интересно, весело и познавательно!
Контакты Никиты и его велошколы:
Инстаграм велошколы Baikal BMX Racing.
Инстаграм Никитоса
YouTube Никитоса
Если остались вопросы к Никите @hookjr, то задавайте в комментах или пишите прямо в наш чат в Телеграме.
Здорово! Интересный человек, интересное направление (хоть и малознакомое лично мне). Про 3 вещи - так вообще, в точку! Ну и с успешным началом, Ирина!
ОтветитьУдалитьСпасибо, дорогой Сергей Викторович. Никита — уникальный человек. Очень рада знакомству с ним:)
ОтветитьУдалитьКрутяк!)
ОтветитьУдалитьСпасибо!)
Удалить