22 июл. 2018 г.

Минеральные источники Талая

Вдалеке от людской цивилизации расположились минеральные источники Талая. 25 километров от бамовского поселка Улькан, Казачинско-Ленского района. На реке Киренга. Источники бьют прямо из под земли и насыщают своими водами красивую сибирскую реку. Источники открыты в 80-х года. Вся вода тщательно исследована и признана минеральной, без содержания радона и сероводорода.

Расположиться и погулять по лесной тропе протяженностью 1600 метров вдоль источников можно на базе отдыха Талая.

22 июля

Посещение Талой мы запланировали в конце июля. Две ночи, один день. Добираемся из Усть-Кута на машине высокой проходимости:) - Ниве. За рулем мой папа с большим опытом и водительским стажем. Даже крузеры медленно тащатся в сравнении с тем, как мы летим :) Забегая вперед - в Улькане поезд обогнали. А кто знает те места и дорогу - это настоящий экстрим. Дорога танковая - если не асфальт, то гравийка, если асфальт, то бурятский асфальт (который с волнами) или асфальт в дырочку.

Из Усть-Кута выезжаем в 8 30 и едем вдоль БАМа. Сначала нас сопровождает река Лена, потом отворачиваем от неё направо по дороге и едем на Таюру, в поселок Звездный. Поселок основан в 1974 году строителями БАМа. Здесь все наспункты от строителей БАМа. Тем и интересна эта дорога. Историческая. Папа строил БАМ и сопровождает поездку интересными рассказами.

Останавливаемся около стелы в начале поселка. Я и Кирилл залезаем на памятник. Приятно, что за ним ухаживают, красят и ещё не сдали на металлолом.

После Звездного на дороге есть спуск, называемый Армянской горкой (прим. Звездный строили армяне). Раньше это был очень крутой и узкий спуск, оканчивающийся мостиком через ручей. Много водителей здесь погибло - особенно люто было зимой. Сейчас же это местечко почти сравняли и не так опасно.

Далее на дороге мы видим сход сели. Вернее камнепад. Огромный булыжник свалился с отрога на дорогу. Папа удивляется, ведь за столько лет езды здесь он ничего подобного не видел.

Следующий БАМовский поселок Ния. Ния строилась представителями Грузии, поэтому здесь в архитектуре домов преобладает грузинская тематика. Сейчас здесь основная деятельность - лес и обслуживание жд.

Проезжаем дальше. В стороне находится поселок и станция Небель. В сам поселок не заезжаем. Вблизи поворота на Небель стоит хорошее кафе. Но планируем пообедать в Магистральном, так как время ещё рано.

На подъездах к Магистральному начинается асфальт и самая высокая точка на нашем пути. В хорошую ясную погоду здесь можно увидеть горы Байкала. Перед поселком нас встречает помойка. На дворе воскресенье и почти всё закрыто. Находим захудалое кафе с космическими ценами. Кушаем. Порция пельменей 200 р, три позы по 150р, моча из кофе неизвестного происхождения именуемого капучино - 80 р (сложилось ощущение, что кофе из рожка они не меняли вечность).

Впереди последний БАМовский поселок Улькан. Перед ним очень веселая дорога - бурятский асфальт как перед Аршаном. Несёмся на всех парах, подпрыгивая на кочечках.

Улькан также находится в стороне от трассы, которая дальше идет на северную сторону Байкала в Бурятию. Мы же заезжаем в поселок пополнить зерновые запасы. Из поселка выбираемся по навигатору на правильную дорогу до Талой. Туда можно попасть как с трассы, так и из поселка.

Проезжаем мост через одноименную реку Улькан и далее за деревней Тарасово видим шлагбаум. Оказывается здесь не пропускают тяжеловесные машины, лесовозы и вот это вот всё. Дяденька-сторож записывает наш номер и фамилию, открывает путь. Дорога и вправду хороша в таком отдалённом месте. Качественно отсыпана. Через 20 километров дорога поворачивает направо вместе с ЛЭП. Приезжаем на базу Талая. Сторож запускает нас на территорию, заезжаем. Находим администратора и я иду решать жилищные дела. Заселяемся.

Живем в благоустроенном доме с туалетом и кухней. Душа нет. Есть только баня. Это самое лучшее жилье здесь. Стоимость: 750 р. Есть ещё вагончики подешевле, но там совсем печально. Но забито всё. Это место очень популярно среди жителей окрестных городков. Летом жилье разлетается как пирожки. Поэтому я бронировала места за месяц до нашего приезда.

Мне нравится рассматривать картины, которые вешают в жилье такого типа и в придорожных мотелях. Будто все на что-то намекают.

Мы приехали в удачное время. За день до нас съехал огромный детский лагерь - 80 человек. После них бушевала буря - повалила много деревьев и одно упало на крышу нашего дома. В общем нам повезло не попасть во все эти перипетии.

Последствия бури

Первым делом пошли разведать обстановку на источниках. Тропа всего 1,6 км. На ней оборудовано три источника: сначала мужской, потом noname, потом женский.

8 лет назад здесь были таблички и всё обозначено. Сейчас почему-то навигация не поддерживается. Железные таблички облезли. Попили из всех источников. Вышли на реку Киренга. На берегу бьют из под земли ещё несколько родников - для желудка, для глаз и парочка noname.

На противоположной стороне обосновались рыбаки-отдыхающие.

Кирилл полазил по сели.

Пошли обратно в домик готовить ужин. В домике я познакомилась с женщиной, с которой оказывается мои родители и я новорожденная жили в одном общежитии. Вот так мир тесен! Далее тусили вместе с ней и её мужем.

23 июля

На следующий день пошли рыбачить. Чтобы пройти в желаемое место, надо было пробираться сквозь лесные дебри. На берегу реки раньше стояла баня, на радоновом ручье с грязями. Сейчас баня разрушена до основания. Трава растет высотой с мой рост.

Пришли на место, достали удочки, рыбачим. Вода высокая и мутная. Недавно прошли дожди. Ловятся только мелкие гальяны. Отпускаем их обратно восвояси.

Папа уходит подальше в надежде на нормальную рыбу. Позже приходят наши новые-старые знакомые также рыбачить.

Папа ловит двух ельцов. Идем обедать. Вдруг выключают свет и у нас новый квест - приготовь обед на русской печке на улице! Классно! Приезжает машина с цистерной для забора воды для розлива в бутылки. А света нет, насос не работает, машина уезжает восвояси.

После обеда вооружаемся ведром, ножом и отправляемся добывать ужин - одним словом по грибы. Вышли за ворота базы. Зашли в лес справа, побродили чуток - грибов мало. Перешли через дорогу на ЛЭП. А т-а-а-а-а-м - земляники полная просека! Вот уж где рай для меня. Пожалела, что не взяла тару. Но кто ж знал. Папа сделал мне туесок из бересты, туда и собирали ягоду. Я бы осталась там навечно - ягоды реально очень много, душистой, красивой, крупной. Это вам не там! В Иркутске такого богатства нет (не путать с лесной клубникой, это кардинально разные ягоды).

Дело к вечеру клонится, пора возвращаться в домик и приниматься за ужин. На ужин жареная картошка с грибами в 4 руки и советами из зала.

24 июля

День отъезда. В это утро наконец-то нас побаловало солнышко своим присутствием. Завтрак. Традиционная прогулка по тропе и наполнение емкостей волшебной водой. Я подробно узнала у местных, где какой точно находится источник. Теперь сделали всё правильно - в глазном помыли глаза, в желудочном залили воды внутрь.

Обратная дорога домой. Ещё раз заехали в магазинчик в Улькане с огромнейшим ассортиментом продуктов. Я в Иркутске такой не видела. Прикупили конфет. За Небелью пообедали в популярном кафе. И вправду - цены адекватные, порции большие и вкусные.

В Звездном на полюбившемся камне, который упал на дорогу, мы заметили пробой заднего колеса. Камень кстати уже раскололи и поставили предупреждающие знаки. Меняем колесо и едем домой.

Местечко для тех, кто хочет отдохнуть от города, от связи (тут её нет и не будет). Кто может сам себя развлечь. Кстати, в домике есть небольшая библиотека. Все продукты надо завозить с собой и планировать завтраки/обеды/ужины. Всё как в настоящем походе, только вместо палатки домик:)