22 мая 2021 г.

Научная экскурсия по Тажеранским степям

Научно-познавательная экскурсия по Тажеранским степям «Все чудеса природы объясняются научно»‎

На дворе не май месяц, хотя календарь говорит об обратном. Из-за холодной погоды сильно не покатаешься, иначе это будет выживание. Такое не для нас. Самое время расширить свои знания и провести время с пользой. Отправляюсь на экскурсию по Тажеранским степям. Ведь степи это мекка велосипедиста иркутского. Тажераны означают место летней стоянки кочевого народа.

Экскурсию проводит туроператор научных путешествий Наука Тур Байкал. Здесь не обычные гиды, а лектор биолого-почвенного факультета ИГУ, кандидат наук Светлана Леонидовна Куклина и археолог, сотрудник СООКНИО Инга Стерхова. Всегда питала слабость к научным людям, а экскурсия это отличная возможность познакомиться с ними и послушать о природе из уст людей разбирающихся. Итак, поехали!

Экскурсия начинается с посадки в микроавтобус Мерседес Спринтер. Ждем опаздывающих, расписываемся в списке водителя и за технику безопасности в журналах сопровождающих. Всё серьезно👍 Кстати, разрешения для нацпарка за нас сделал туроператор. Наша группа на 70 процентов состоит из гидов по Байкалу.

Отправляемся в 7:50 в путь. Светлана включает микрофон и сразу начинает рассказывать лекцию. Кто-то спит после раннего подъема. А я не могу пропустить ценные знания, которые дает лектор. Нам раздают памятки.

Запомните шкалу. Читать снизу вверх

Качугский тракт и степи

Интересный рассказ про историю Качугского тракта. Про качугские степи, кудинских бурят, названных по одноименной реке Куда. Оказывается, мы едем по желобу! Удивительные факты про обитающую до 1956 года здесь дрофу. Кстати, в питерском зоологическом музее стоят чучела усть-ордынской дрофы. Сейчас птиц можно встретить только в Монголии. А сколько скрыто знаний в степных заборах! Для чего, каким образом и кто их строит, приправленными удивительными историями из жизни. Почему на полях стоят засохшие березовые лесополосы. Казалось бы, ну что может быть интересно в простой степи. Мы изучили виды степей, их отличия, почему растут одинокие деревья на некоторых возвышенностях, как образуются кочки на поле под смешным названием булгуннях. Всем понравились булгунняхи. А процесс их образования можно сравнить с обморожением человека.

Первая остановка в кафе на завтрак. Я предпочитаю брать еду с собой, чтобы не случилось непредвиденных ситуаций. Есть вегетарианское меню, а у меня велосипедное меню:) Такого точно ни в одном кафе нет. К тому же на обратном пути соэкскурсники не захотели повторять здесь опыт.

Завтрак велосипедиста утреннего

Раннее утро. На стоянке только мы

По-велосипедному однако :)

Горные породы эры динозавров и не только

Поворачиваем на Онотскую возвышенность, которая расположена параллельно Приморскому хребту. Приморский хребет — одно из звеньев горного ожерелья Байкала. Спускаемся и сразу же останавливаемся на первом объекте экскурсии — карьере. Здесь мы изучаем горные породы. Кстати, тут очень много геологических терминов. Так как я увлекаюсь байкаловедением и прочитала книги, то знаю, какие бывают породы и чем отличаются. На карьере представлены горные породы Кембрийского, Юрского и Неогенового периодов.

Кембрийский и Юрские периоды

Неогеновый период

Заметьте, что хронологическая шкала представлена горизонтальными слоями, а на карьере горные породы расположены вертикальными слоями. Причину такого диссонанса как нельзя лучше объясняет Светлана. А ещё глина из Неогенового периода использовалась для пищевой промышленности, для изготовлений хайтинского фарфора, да даже продавали на центральном рынке в пакетиках под видом Смекты. Удивительно!

В поисках сердолика

Мы спустились до степей и едем по старице реки Праманзурка. Представляете, здесь когда-то вытекала из Байкала эта древняя река. Косая степь была руслом реки. Доказательство тому песчаный карьер с чистейшим песком — аллювием. Аллювий это отмытый рекой песок. Мы посмотрели в бинокуляр два вида песка и убедились в чистоте речного материала.

Здесь можно найти простой вид сердолика, не очень ценного. А если повезет, то и ценного.

Светлана рассказывает, как отличить сердолик

Время собирать камни

В Тажеранских степях насчитывают более 150 минералов. Два из которых больше нигде не встречается. Это тажеранит и азопроит. Если вы догадались, от какого слова образован тажеранит, то азопроит, наверняка, не знаете. Азопроит назвали в честь исследований Байкала международной ассоциацией Azopro в 1969 г.

Бурятская архитектура XIX века

Спускаемся к Байкалу. Мимо проезжаем остатки деревни Алагуй, но не той, что жилая. Светлана рассказывает про жизнь бурят, их обычаи, семейные ценности. Останавливаемся у юрты 19 века и определяем по ней, какой был хозяин — зажиточный или не совсем. Юрты строили разные  4, 6 и 8 стенные. Посередине 4 столба из лиственницы для поддержания крыши с отверстием наверху. Крыша покрыта дерном.

Мраморный карьер

Уникальный карьер с глубиной залегания мрамора 200 метров и длиной около 10 километров. Высота стенок в карьере 10 метров. Месторождение старше Байкала, ему около 2 млрд. лет. Наш мрамор отличается особой мягкостью и легкостью в обработке. Но так как китайцы научились имитировать мрамор, то добыча и обработка делают наш мрамор дороже. Плюс на карьере нельзя добывать известняк с 2013 года.

Экскурсанты

Байкал за сопками

Следы добычи

Ура! Обед. Едем в кафе Юрта Холл. Тут выделили специальный зал для нас. Кстати, заказы делали заранее, ещё в Иркутске. Но это не спасло от медленного обслуживания. А у велосипедиста всегда еда с собой! Зато долгое ожидание скрасили разговоры о студентах, которые думают, что красные в гражданской войне 1917 года это индейцы, ахахаха. Такое точно нигде не услышишь.

Гора Сахюртэ

После вкусного обеда полагается гулять! В гору. Ура! Физическая активность подоспела. Я и гид-экскурсант Сергей первые забрались на гору. Мне не хватало движения. Подождали остальных и вместе пошли смотреть петроглифы. К сожалению, современные художники и тут оставляют свои следы. Подражая древним людям, подрисовывают элементы к существующим рисункам.

Как самовыражались древние люди

Рисунки действительно выполнены искусно. Даже я не смогу так нарисовать.

Экскурсанты

Уважайте труд древних людей

Соленое озеро

Следующий пункт — одно из соленых озер близ дороги. Здесь мы увидели чудо алиэкспресной техники — портативный микроскоп. Микроскоп подключается через USB к телефону, и мы рассматриваем кристаллики соли. Инга говорит, что соль с камней можно попробовать и ничего не будет. Попробую это предложение в следующее посещение Тажеран:)

На берегу слева гуляла уточка. Здесь очень сильно пахнет сероводородом, будто оказался на горячих источниках Гоуджекит. Если выкопать скважину, то и здесь, наверное, будет бить ключом лечебная вода. Кроме рассматривания кристаллов соли в микроскоп, мы определили ph — он оказался равен 8. Это ph морской воды. Представляете! У нас тут собственное море под рукой и не надо ездить в Крым. Также иногда ph доходит до 9, это значение мыла. Если опустить руки в озеро, то на ладонях будет эффект мыльного раствора.

Помните, что в прошлом году одно из озер в Тажеранах приобрело розовый цвет? И на этот вопрос я получила ответ. Как всё-таки классно с научными людьми!

Чем полезны лишайники

Все видели лишайники на камнях. Всегда относилась к ним равнодушно. Есть да есть:) Оказывается, лишайники помогают в определении возраста выхода горных пород на поверхность. Такой метод геохронологического датирования называется лихенометрия. Инга выдала всем линейки и отправила изучать возраст лишайника. А Светлана проводила микроскопию лишайника, где мы наблюдали его красивейшие природные узоры.

Селагинелла

Сопровождающие рассказали нам ещё об одном удивительном месте здесь. Я его уже включила в маршрут тажеранских покатушек. Ещё не встречала в велоотчетах упоминания про него.

Бугор пучения или большой булгуннях

Последняя точка сегодня это гидролакколитовое озеро или большой по площади бугор пучения. На него мы посмотрели из авто, ибо все подходы озеро подтопило.

Точка возврата у памятника Бродяге. Сколько ездила по этой дороге, не видела ни орла, ни бродяги🙀

Куркутский залив

Домой

Путь домой был не менее интересным, чем сама экскурсия. Мы остановились на пипстоп у Крайснефти. Кто-то из экскурсантов сказал, что тут вкусный кофе:) Сопровождающая Инга напоила чаем с бутербодами. А потом начался вечер удивительных историй. Светлана рассказывала о туристском опыте, о необычных случаях. Это так интересно и захватывающе!
В Иркутске Инга подарила всем фирменные закладки на магнитах. Очень подходящий аксессуар для читающих, особенно для меня.

Закладка сразу пошла в дело

С обратной стороны

В 22:30 меня забрал Кирилл со стоянки иняза. Так закончился этот потрясающий день, наполненный новыми знаниями и удивительными открытиями.

Выводы

Конечно, я не рассказала и 80% того, что было на экскурсии. Ещё мы много смотрели в бинокуляр, капали соляной кислотой на породы, рассматривали кристаллики соли, мерили лишайник и другое. Экскурсию можно сравнить с необычным походом в музей — вместо бабушек-экскурсоводов преподаватели вузов, вместо пыльных экспонатов — живые объекты нашей родной природы. Природа, история, культура — всё органично вписалось в программу экскурсии. Я в восторге от Светланы. Она отличный рассказчик и вдохновитель на новые изучения! Буду дальше копать:)

А ещё я нафотала много цветочков для приложения.

Хамеродос Алтайский

Проломник Седой

Ирис Потанина

Скрин из приложения. Не все вошли

У Наука Тур Байкал есть и другие экскурсии в не менее интересные места. Например, я бы ещё съездила в Тункинскую долину. А больше всего меня заинтересовали экскурсии по городу на Якоби и курорт Ангара, экскурсия в Балаганск на два дня с ночевкой на научной станции. Пока её нет в анонсах, это пилотный проект.

Спасибо, что создали такой уникальный проект, дали возможность посмотреть другим взглядом на обычные вещи. В общем, товарищи велосипедисты и не очень, я настоятельно рекомендую к посещению экскурсий Наука Тур Байкал. Вы значительно расширите свою кладовую знаний, сможете блеснуть умом и сообразительностью перед гостями Байкала:) Слушать лекцию легко, так как вся информация адаптирована под обычного слушателя.

Контакты:

Телефоны —  +7 (3952) 73-99-82, 73-90-33

Солнце в глаз

Ваша Кефирка. Спасибо, что были со мной до конца:)

P.S.: А ещё я смогла увидеть все типы экскурсантов, про которые нам рассказывали на курсах в декабре. Это было так забавно:)

1. Супер! В тебе проснулся естествоиспытатель! Уже вижу это в развитии - недалёк день, когда ты будешь капать кислотой на попутчиков-велосипедистов, изучать в микроскоп чего они взяли на перекус, измерять что-нибудь линейкой :)

1. Псс, будешь поставщиком кислоты?))) А микроскоп уже в вишлисте на Алиэкспресс лежит)